logo logo
icon
2 филиала в Краснодаре
Смотреть контакты центра
8 (800) 101-50-37
пн. — сб. 8.00−20.00, вс. 8.00−18.00

Особенности аффективных расстройств в детском возрасте

Содержание:

  1. Общая характеристика аффективных расстройств
  2. Причины возникновения
  3. Особенности аффективных расстройств в детском возрасте
  1. Аффективные расстройства (расстройства настроения) – это группа психических нарушений, основным признаком которых является нарушение эмоционального состояния человека. Могут формироваться как самостоятельная патология, а также сочетаться с неврологическими и соматическими заболеваниями. Самые распространенные виды аффективных нарушений — это биполярное аффективное расстройство, мания и депрессия. Диагностика включает беседу и наблюдение врача-психиатра, патопсихологическое обследование. Для лечения используется фармакотерапия (антидепрессанты, анксиолитики, нормотимики) и психотерапия.

Патология  может проявляться как сниженным, так и беспричинно повышенным настроением и сопровождаться повышением либо снижением общего уровня активности, соматовегетативными симптомами (головные боли, повышение температуры тела, тахикардия, артериальная гипертензия и др.).

Такие симптомы как пониженное настроение, тревожность и раздражительность люди часто ошибочно относят к временным, ситуационным проявлениям, которые со временем пройдет самостоятельно. Однако без своевременного лечения и психологической помощи происходит нарушение адаптации в семье, школе, на работе, снижается качество жизни. Согласно статистике, расстройства эмоциональной сферы различной степени выраженности возникают у 25% населения, из которых только четверть получает квалифицированную помощь.

Изменение настроения считается расстройством, если

  • Доставляет неудобство окружающим вследствие чрезмерной интенсивности или длительности проявления.
  • Приводит к нарушению адаптации (в том числе нарушению сна, повышенной тревожности, формированию зависимостей, формированию и закреплению специальных «поведенческих ритуалов»)
  • Ощущается человеком как неадекватное по силе, длительности или знаку выраженности (позитивное вместо негативного и наоборот) эмоциональной реакции.
  1. Причинами возникновения расстройств настроения во всех случаях выступает сочетание наследственной предрасположенности и нарушений центральной нервной системы, которые могут возникать еще внутриутробно. Также на время возникновения и развитие расстройства влияют:

Психогенные неблагоприятные факторы: психотравмирующие ситуации, продолжительный период стресса, насилие в семье, смерть близкого человека, утрата материальной стабильности и др.

Соматические заболевания. Нарушение настроение может возникнуть на почве неблагоприятного прогноза заболевания (вероятности инвалидизации, смерти), тяжелых симптомов, болей. Также оно может являться осложнением болезни, вызывающей  дисфункции нервной и эндокринной систем.

Естественные гормональные сдвиги. Изменение гормонального фона во время беременности, после родов, в период полового созревания.

Злоупотребление психоактивными веществами.

  1. Особенности аффективных расстройств в детском возрасте

Эмоциональное реагирование ребенка в детском возрасте – одна из ведущих форм взаимодействия ребенка с окружающим миром. В случае патологии настроения в детском возрасте речь всегда идет также и о нарушении развития, поэтому важно своевременно распознать признаки расстройства и начать лечение.

Аффективные расстройства в детском возрасте выступают в виде страхов, аффективной возбудимости (чрезмерно легкое возникновение бурных эмоциональных реакций, приступов гнева, ярости), реакции горя и аффективных психозов.

Основные виды страхов, появляющиеся в разных возрастных периодах:

В младенчестве (от рождения до 1 года) – страхи разлуки с матерью, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума), глубины (при купании).

В 2-3 года – страхи наказания, животных, боли (уколов), высоты, движущегося транспорта.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – период появления страха сказочных персонажей (из мультфильмов, комиксов, компьютерных игр старших братьев или сестер), одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет) – период наибольшей выраженности страхов: собственной смерти, смерти родителей, страхов животных, насекомых, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, войны, страх нападения, темноты, высоты, потустороннего мира (привидений, демонов).

В младшем школьном возрасте (6-8 лет) появляются «школьные страхи»: опоздания в школу, ответа у доски, перед контрольной, учителей, порицания. Страх смерти (больше выражен у мальчиков), беды, рокового стечения обстоятельств, потустороннего мира, судьбы, таинственных явлений

В подростковом возрасте  – страх смерти, смерти родителей, войны, стихийных бедствий, нападения; страх заболеть (заразиться), страх проявить себя.

В детском возрасте депрессивные или маниакальные расстройства почти всегда сопровождают любую психическую патологию. Нарушения настроения у детей может проявляться в маскировании депрессивных и гипоманиакальных состояний интеллектуальной несостоятельностью, поведенческими нарушениями, соматовегетативными симптомами (головная боль, тошнота, повышение температуры тела, учащенное сердцебиение и др.)

Снижение школьной успеваемости, забывчивость, ранее не характерная для ребенка, трудности понимания и усвоения учебного материала могут быть симптомами маскированной депрессии.

Среди симптомов аффективных нарушений в детском возрасте также могут быть:

  • приступы гнева, ярости;
  • длительные периоды плача без причины;
  • двигательное возбуждение;
  • осуществление необдуманных и опасных действий;
  • бурная реакция протеста с агрессией в ответ на замечания и запреты;
  • частая смена настроения и уровня энергии (от возбужденного до истощенного);
  • ускоренная речь, постоянное перескакивание с одной темы на другую;
  • двигательная заторможенность, замедление темпа речи;
  • вялость, апатия, скука, безразличие, угрюмая раздражительность;
  • выраженное недовольство собой и окружающими;
  • снижение или повышение аппетита;
  • нарушение сна, трудность проснуться утром;
  • отказ от своего имени (не связанный с игровым перевоплощением);
  • однообразие эмоциональных проявлений в течение длительного времени;
  • отчуждение своих частей тела («руки плохие, не слушаются»);
  • отказ от любимых ранее игр;
  • ухудшение речи, памяти;
  • высказывание идей о своей «плохости», частые извинения;
  • недовольство своим внешним видом;
  • ощущение слишком быстрого или слишком медленного течения времени.

Так как все эти проявления нередко сопровождают соматические заболевания, постановку диагноза осуществляет врач-психиатр после подробного изучения истории развития и болезни ребенка. Лечение включает фармакотерапию, психотерапию, логопедические занятия и социальную реабилитацию (выстраивание доброжелательных отношений в семье, налаживания режима сна и бодрствования,  постепенное включение ребенка в бытовые дела семьи).

Клинический психолог Федулова М.Ю.

Остались вопросы?
Давайте пообщаемся
Поможем вернуть контроль над своими эмоциями, мыслями и чувствами
icon
WhatsApp
icon
пн. — сб. 8.00−20.00, вс. 8.00−18.00
8 (800) 101-50-37