Аффективное расстройство (расстройство настроения)
Особенности аффективных расстройств в детском возрасте
Содержание:
- Общая характеристика аффективных расстройств
- Причины возникновения
- Особенности аффективных расстройств в детском возрасте
- Аффективные расстройства (расстройства настроения) – это группа психических нарушений, основным признаком которых является нарушение эмоционального состояния человека. Могут формироваться как самостоятельная патология, а также сочетаться с неврологическими и соматическими заболеваниями. Самые распространенные виды аффективных нарушений — это биполярное аффективное расстройство, мания и депрессия. Диагностика включает беседу и наблюдение врача-психиатра, патопсихологическое обследование. Для лечения используется фармакотерапия (антидепрессанты, анксиолитики, нормотимики) и психотерапия.
Патология может проявляться как сниженным, так и беспричинно повышенным настроением и сопровождаться повышением либо снижением общего уровня активности, соматовегетативными симптомами (головные боли, повышение температуры тела, тахикардия, артериальная гипертензия и др.).
Такие симптомы как пониженное настроение, тревожность и раздражительность люди часто ошибочно относят к временным, ситуационным проявлениям, которые со временем пройдет самостоятельно. Однако без своевременного лечения и психологической помощи происходит нарушение адаптации в семье, школе, на работе, снижается качество жизни. Согласно статистике, расстройства эмоциональной сферы различной степени выраженности возникают у 25% населения, из которых только четверть получает квалифицированную помощь.
Изменение настроения считается расстройством, если
- Доставляет неудобство окружающим вследствие чрезмерной интенсивности или длительности проявления.
- Приводит к нарушению адаптации (в том числе нарушению сна, повышенной тревожности, формированию зависимостей, формированию и закреплению специальных «поведенческих ритуалов»)
- Ощущается человеком как неадекватное по силе, длительности или знаку выраженности (позитивное вместо негативного и наоборот) эмоциональной реакции.
- Причинами возникновения расстройств настроения во всех случаях выступает сочетание наследственной предрасположенности и нарушений центральной нервной системы, которые могут возникать еще внутриутробно. Также на время возникновения и развитие расстройства влияют:
Психогенные неблагоприятные факторы: психотравмирующие ситуации, продолжительный период стресса, насилие в семье, смерть близкого человека, утрата материальной стабильности и др.
Соматические заболевания. Нарушение настроение может возникнуть на почве неблагоприятного прогноза заболевания (вероятности инвалидизации, смерти), тяжелых симптомов, болей. Также оно может являться осложнением болезни, вызывающей дисфункции нервной и эндокринной систем.
Естественные гормональные сдвиги. Изменение гормонального фона во время беременности, после родов, в период полового созревания.
Злоупотребление психоактивными веществами.
- Особенности аффективных расстройств в детском возрасте
Эмоциональное реагирование ребенка в детском возрасте – одна из ведущих форм взаимодействия ребенка с окружающим миром. В случае патологии настроения в детском возрасте речь всегда идет также и о нарушении развития, поэтому важно своевременно распознать признаки расстройства и начать лечение.
Аффективные расстройства в детском возрасте выступают в виде страхов, аффективной возбудимости (чрезмерно легкое возникновение бурных эмоциональных реакций, приступов гнева, ярости), реакции горя и аффективных психозов.
Основные виды страхов, появляющиеся в разных возрастных периодах:
В младенчестве (от рождения до 1 года) – страхи разлуки с матерью, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума), глубины (при купании).
В 2-3 года – страхи наказания, животных, боли (уколов), высоты, движущегося транспорта.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – период появления страха сказочных персонажей (из мультфильмов, комиксов, компьютерных игр старших братьев или сестер), одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) – период наибольшей выраженности страхов: собственной смерти, смерти родителей, страхов животных, насекомых, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, войны, страх нападения, темноты, высоты, потустороннего мира (привидений, демонов).
В младшем школьном возрасте (6-8 лет) появляются «школьные страхи»: опоздания в школу, ответа у доски, перед контрольной, учителей, порицания. Страх смерти (больше выражен у мальчиков), беды, рокового стечения обстоятельств, потустороннего мира, судьбы, таинственных явлений
В подростковом возрасте – страх смерти, смерти родителей, войны, стихийных бедствий, нападения; страх заболеть (заразиться), страх проявить себя.
В детском возрасте депрессивные или маниакальные расстройства почти всегда сопровождают любую психическую патологию. Нарушения настроения у детей может проявляться в маскировании депрессивных и гипоманиакальных состояний интеллектуальной несостоятельностью, поведенческими нарушениями, соматовегетативными симптомами (головная боль, тошнота, повышение температуры тела, учащенное сердцебиение и др.)
Снижение школьной успеваемости, забывчивость, ранее не характерная для ребенка, трудности понимания и усвоения учебного материала могут быть симптомами маскированной депрессии.
Среди симптомов аффективных нарушений в детском возрасте также могут быть:
- приступы гнева, ярости;
- длительные периоды плача без причины;
- двигательное возбуждение;
- осуществление необдуманных и опасных действий;
- бурная реакция протеста с агрессией в ответ на замечания и запреты;
- частая смена настроения и уровня энергии (от возбужденного до истощенного);
- ускоренная речь, постоянное перескакивание с одной темы на другую;
- двигательная заторможенность, замедление темпа речи;
- вялость, апатия, скука, безразличие, угрюмая раздражительность;
- выраженное недовольство собой и окружающими;
- снижение или повышение аппетита;
- нарушение сна, трудность проснуться утром;
- отказ от своего имени (не связанный с игровым перевоплощением);
- однообразие эмоциональных проявлений в течение длительного времени;
- отчуждение своих частей тела («руки плохие, не слушаются»);
- отказ от любимых ранее игр;
- ухудшение речи, памяти;
- высказывание идей о своей «плохости», частые извинения;
- недовольство своим внешним видом;
- ощущение слишком быстрого или слишком медленного течения времени.
Так как все эти проявления нередко сопровождают соматические заболевания, постановку диагноза осуществляет врач-психиатр после подробного изучения истории развития и болезни ребенка. Лечение включает фармакотерапию, психотерапию, логопедические занятия и социальную реабилитацию (выстраивание доброжелательных отношений в семье, налаживания режима сна и бодрствования, постепенное включение ребенка в бытовые дела семьи).
Клинический психолог Федулова М.Ю.